МБОУ "Андринская СОШ"
гп. Андра, Октябрьский район, ХМАО-Югра
  • Семейное образование

    Минпросвещения России приказом от 22.03.2021 г. № 115 утвердило  новый  Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок), который вступил в силу 1 сентября 2021 года и  действует до 1 сентября 2027 года.

    В новом Порядке многое осталось без изменений, но есть и ряд новелл, например, о порядке  перехода и организации получения образования в семейной форме обучения.

    Что такое семейное обучение?

    Согласно ст.17 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» под семейным обучением понимают форму получения образования вне школы. В рамках семейного обучения дети самостоятельно осваивают школьную программу под личную ответственность родителей.

    Чем отличается от домашнего обучения. Есть три способа получать образование за стенами школы:

    • домашнее обучение;
    • семейное обучение;
    • дистанционное (временное) – данная форма практиковалась при пандемии коронавируса.

    Семейное образование не нужно путать с домашним. Право ребенка на прохождение обучения на дому опирается на п.10 ст.66 273-ФЗ «Об образовании». При домашнем обучении ответственной за качество знаний остается школа, а не родители.

    Ребенок на домашнем обучении продолжает числиться в школе, в определенном классе, он регулярно выполняет домашние задания, как и другие школьники с той лишь разницей, что учителя приходят к нему домой.

    Перейти на домашнее обучение могут только дети со слабым здоровьем после прохождения ПМПК. Комиссия должна подтвердить, что ребенок по состоянию психики и здоровья не сможет продолжать очное обучение в школе. В частности, на домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, онкобольных, тяжелой формой сахарного диабета, эпилепсией, нуждающихся в длительном лечении и постоянном уходе и пр.

    Основания для перехода. Обучение дома – равноправный способ получения образования, наряду с очным. Для перехода к семейному формату не нужно собирать справки от врачей и заключения психолога, учиться под присмотром семьи могут абсолютно здоровые дети. Достаточно лишь желания родителей и ребенка, которое может быть основано на разных причинах:

    1. Потребностью ребенка в индивидуальном подходе: он отстает в развитии или, наоборот, является одаренным и опережает сверстников.
    2. Временное проживание за пределами страны, как вариант – семья часто переезжает или путешествует.
    3. Стремление сохранить здоровье ребенка или оградить его от неблагоприятной психологической обстановки.
    4. Желание воспитывать ребенка с уклоном на традиционное или религиозное обучение.
    5. Необходимость совмещения профессионального образования или спортивной карьеры и школьного обучения. Если у ребенка постоянные сборы и репетиции, то он часто пропускает занятия, поэтому вариант семейного обучения в индивидуальном темпе может стать хорошим выходом.

    Родители могут перейти на семейное обучение без объяснения мотивов принятого решения.

    Преимущества. Главными преимуществами семейного образования являются:

    1. Наличие индивидуального подхода при обучении увеличивает его эффективность, у семьи появляется возможность разработки персонального учебного плана и расстановки приоритетов.
    2. Возможность самостоятельного подбора учителей, которые качественно преподают материал, а также привлечение интерактивных элементов в образовательную программу (посещение музеев, просмотр онлайн-лекций и пр.).
    3. У ребенка высвобождается время на дополнительные занятия и увлечения: танцы, спортивные секции и пр.
    4. Формат обучения подойдет тем семьям, где родители часто переезжают.
    5. Отсутствует негативное воздействие на здоровье ребенка: он не сидит по полдня за партой, меньше устает, питается домашней едой.
    6. Появляется возможность чаще путешествовать.
    7. Можно сэкономить на школьной форме, сборах в фонд класса и подарках учителям.

    Аргументы «против».  Важно понимать, что семейное образование – не панацея от всех проблем и подойдет далеко не всем. У родителей должно быть достаточное количество времени и энергии для должной мотивации, а также денег для качественного обучения ребенка и выстраивания индивидуального маршрута, а у детей – способность к самодисциплине и организованности.

    Наиболее сложным барьером, который нужно преодолеть при организации семейного обучения, является бессистемность  (родителям весьма затруднительно самостоятельно ориентироваться в широком спектре ФГОСов и требований).  При этом свобода в выборе образовательных маршрутов и программ – весьма условна, так как родителям придется опираться на учебный план школы для успешной сдачи аттестаций.

    В числе недостатков семейного обучения значатся также:

    1. Сложности с социализацией из-за обучения в отрыве от детского коллектива.
    2. Отсутствие духа соревновательности, который нередко стимулирует детей учиться лучше.
    3. Критика со стороны знакомых и предвзятое отношение учителей, с которыми нередко сталкиваются родители.
    4. Возможные трудности при переводе ребенка в обычную школу.

    Как организован процесс семейного обучения

    Кто учит детей на семейном обучении. При семейной форме обучения учителя на дом приходить не будут. За организацию учебного процесса отвечают родители.  У них есть свобода в выборе формы обучения: самостоятельно преподавать детям или передать обязанность профессионалам. Например, учиться в онлайн-школе, привлекать репетиторов или обратиться в центр семейного образования.

    На семейном обучении нет расписания уроков, контрольных работ и домашних заданий. Ребенок может просыпаться в 12 утра, проходить предметы в любой последовательности или смотреть научно-популярные лекции вместо чтения очередного параграфа в учебнике. Но совсем не учиться не получится – качество освоения материала будут регулярно контролировать.

    Родители могут сами выбирать образовательную программу, кажущиеся им интересные учебники и книги для обучения. Хотя государство не будет вмешиваться в процесс обучения, целесообразно опираться на школьный учебный план, по которому будут аттестовывать школьника, и ФГОС (единый для всей страны).

    Как часто нужно ходить в школу. Полностью избежать посещения школы не получится. Чтобы подтвердить качество полученных знаний и освоение школьной программы в нужном объеме дети должны регулярно проходить промежуточные и итоговые аттестации в школе. При необходимости дети могут консультироваться у учителей перед аттестациями. Проверочные работы могут проходить в виде тестов, собеседований, контрольных, диктантов и пр.

     Периодичность прохождения промежуточных аттестаций также зависит от школы. Ребенок может регулировать темп обучения и проходить несколько классов за год, сдавая необходимые аттестации в ускоренном режиме. Никаких ограничений по скорости освоения школьной программы законодательство не содержит. Главное, чтобы ребенку было комфортно учиться в выбранном темпе.

    Сдавать экзамены также нужно будет в школе вместе с остальными учениками. Это бесплатно и школа не может требовать денег за сдачу экзаменов.

    Экзамены сдают в форме ОГЭ после 9 класса, ЕГЭ – после 11 класса или ГВЭ – для детей с особенностями развития.

    Аттестат школьнику на семейном обучении выдадут такой же, как и другим (согласно ст.60 ФЗ-273 «Об образовании»). Форму обучения в аттестате не прописывают, а отметки ставят по сданным ранее промежуточным аттестациям.

    Документ выдадут по результатам сдачи итоговой аттестации после 9 класса об основном общем образовании, после 11 класса – об общем образовании. Аттестат «семейного» ученика дает право на поступление в колледж или вуз на равных правах с остальными.

    Если школьник не сдаст аттестацию, то для законодателей это служит свидетельством того, что родители не справляются с самостоятельным обучением. Поэтому ребенка, не сдавшего аттестацию, могут принудительно вернуть в школу на очную форму обучения (согласно п.10 ст.58 ФЗ-273 «Об образовании»).

    Отказаться от посещения школы родители в этом случае не смогут.  

    Как перейти на семейную форму обучения

    Кто может стать инициатором. Решение о переводе школьника на семейное обучение принимают родители с опорой на мнение ребенка (согласно п.4 ст.63 ФЗ-273 «Об образовании»). После окончания 9 класса дети могут самостоятельно выбирать форму обучения (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).


    При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района по установленной форме (приложение) в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, котором планируется переход на семейное образование.


    Пошаговый порядок действий. Чтобы перейти на семейное обучение  нужно придерживаться следующего порядка:

    1. Уведомить комитет  образования о желании сменить форму обучения на семейную.
    2. Прикрепиться к любой школе для прохождения обязательных промежуточных и итоговых аттестаций. Для этого подается заявление для прохождения в школе промежуточных аттестаций.
    3. Написать заявление об отчислении из школы на имя директора (нужно писать только, если аттестации планируется проходить в другой школе!). Этот этап пропускают те,  кто не планирует менять школу и будет аттестоваться по прежнему месту обучения.  Образец заявления об отчислении ученика из школы.
    4. Ребенка прикрепляют к школе для сдачи аттестаций в течение 30 дней после подачи заявления и формируют акт о зачислении.
    5. Подписывается договор о семейном обучении (необязательно).

    Куда обращаться. Переход на семейное обучение начинается с отправки уведомления в органы управления образованием по адресу проживания о принятом решении. Это обязательный этап. Если родители просто заберут ребенка из школы без уведомления контролирующих инстанций, им грозит административная ответственность по ч.1 ст.35 КоАП.

    Передать уведомление можно лично или с использованием регионального портала госуслуг.

    Необходимые документы. Для перехода на семейное образование нужно подготовить паспорт родителя и свидетельство о рождении ребенка.

    Когда можно перейти на семейное обучение.  Заявить о своем желании перейти на новый формат обучения можно как перед началом учебного года, так и в середине года. Но лучше всего инициировать переход на семейное обучение до 1 сентября – так ребенку будет проще адаптироваться к новому формату.

    Выбрать семейную форму обучения может и будущий первоклассник, и старшеклассник.

    Ребенок может перейти на семейное обучение независимо от класса: при получении начального, основного и среднего общего образования (по п.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»). Позиция о том, что в старших классах допускается только самообразование, не соответствует действительности. Ученики 10-11 класса могут учиться как в форме самообразования, так и семейного образования на свое усмотрение, а могут и сочетать эти формы с очным обучением.

    Как выбрать школу для аттестации. При выборе школы для прохождения аттестации можно опираться на разные критерии. Это может быть как муниципальная, так и частная школа, имеющая государственную аккредитацию (проверить можно на сайте Рособрнадзора).   Школа для прохождения аттестации не обязательно должна быть по прописке.

    Нюансы перехода на семейное обучение

    Можно ли вернуться в школу с семейного обучения. Если родители не готовы продолжать семейный формат обучения, в любой момент можно снова вернуться в школу и получать образование в очном формате (по п.2 ч.3 ст.44 ФЗ-273 «Об образовании»).

    Могут ли отказать в переходе на семейное обучение. Родителям не могут отказать в переводе на семейное обучение из-за отсутствия у них педагогического образования и по другим причинам.

    Если ребенок только идет в первый класс. Будущие первоклассники также могут перейти на семейное обучение после уведомления департамента образования и прикрепления к школе для прохождения аттестаций.

    Есть ли особенности при самообразовании. При переходе старшеклассника на самообразование есть несколько нюансов:

    1. Решение перейти на самообразование принимает сам школьник. После окончания 9 классов мнение родителей может не учитываться.
    2. Уведомление в адрес местных органов власти о переходе на самообучение можно не подавать – достаточно передать заявление в школу.

    Компенсация за семенное обучение: платят ли родителям зарплату

    В ФЗ «Об образовании» отсутствует указание на обязательную выплату компенсации родителям, которые перевели своих детей на семейное обучение. Но региональные власти вправе ввести такие компенсации по своему усмотрению.

    Информация о Центрах семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций Октябрьского района

    Уважаемые родители (законные представители)!

    По всем вопросам, касающимся получения образования в форме семейного образования, родители (законные представители) могут получить консультацию по телефону 8(34678)28-084 (доб. 354) у заместителя начальника Управления образования Администрации Октябрьского района Побежимовой Полины Евгеньевны.

    Региональный координатор - сайт ИРО ХМАО-Югра

    Муниципальный координатор - сайт УО администрации Октябрьского района

    Координатор Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций- заместитель директора по учебной работе Белоусова Лилия Ивановна, тел 8 (34678) 49725

    Приказ Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района от 25.05.2023 №479-од "Об организации деятельности диалоговой площадки «Образование в семье» для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданной на базе Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района"

    Положение о диалоговой площадке «Образование в семье» для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданной на базе Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района

    Положение о Центре семейного образования по предоставлению методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, выбравших форму семейного образования, утвержденное приказом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Андринская средняя общеобразовательная школа" №905-од от 19.12.2022

    План работы Центра семейного образования по предоставлению методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся, выбравших форму семейного образования, на 2022-2023 учебный год

    Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя обязательства, возникающие при семейной форме получения образования, в связи с чем несут ответственность за качество образования и его траекторию.

    Согласно части 2 статьи 30 и статье 58 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, который будет регламентировать порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    Нормативное обеспечение

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
    2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 (ред. от 07.10.2022) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
    3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №458 (ред. от 23.01.2023) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
    5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 
    6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
    7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
    8. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»

    1. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.05.2023 № 10-П-1063 «Об утверждении рекомендаций по организации освоения обучающимися основных общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры
    2. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.12.2022 №10-П-2964 «Об утверждении перечня Центров методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования, созданных на базе общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, перечня диалоговых площадок для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданных на базе органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющих управление в сфере образования»
    3. Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.12.2022 №10-П-3034 «О создании Регионального центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования»

    1. Постановление администрации Октябрьского района от 26.03.2018 № 600 «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе в форме семейного образования или в форме самообразования, в Октябрьском районе»

    2. Приказ Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района от 25.05.2023 №479-од "Об организации деятельности диалоговой площадки «Образование в семье» для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданной на базе Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района"

    3. Положение о диалоговой площадке «Образование в семье» для эффективного взаимодействия с родителями, обучающими детей в форме семейного образования, созданной на базе Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района

    Заявление - анкета для оформления запроса родителей (законных представителей) обучающегося в центре методического сопровождения

    Заявление о включении в клиентскую базу Центра методического сопровождена родителей (законных представителей) обучающихся

    Заявление на отчисление

    Заявление о переводе из категории обучающегося в категорию экстерна для прохождения аттестации

    Согласие о персональных данных

    Уведомление в УО

    Уведомление о выборе формы получения образования в форме семейного образования

    Уведомление об отчислении обучающегося из контингента образовательной организации в связи с получением образования в форме семейного образования или самообразования

    Журнал регистрации обращений  по предоставлению консультативной помощи

    Отчет о деятельности Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования за 2023 год

    Отчет о деятельности Центра методического сопровождения родителей (законных представителей) обучающихся, выбравших форму семейного образования за 2023-2024 учебный год

    Методические и справочные материалы

    Памятка для родителей и обучающихся, получающих образование в форме семейного обучения.

    ПАМЯТКА О СЕМЕЙНОЙ ФОРМЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    Алгоритм действий администрации общеобразовательной организации при переходе обучающегося на семейную форму образования

    Аттестация обучающихся, получающих общее образование в формах семейного образования или самообразования

    Памятка для родителей (законных представителей), планирующих переход на семейную форму образования

    Особенности семейного образования. Плюсы и минусы

    Семейное образование: методические рекомендации для общеобразовательных организаций, педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся

    Рекомендации об организации освоения обучающимися основных общеобразовательных программ вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа ‒ Югры

    Рекомендации по организации освоения обучающимися общеобразовательных программ вне образовательной организации в форме семейного образования, самообразования

    Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

    Рособрнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки.


    Официальный сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (ФГБНУ ФИПИ)

    ФГБНУ ФИПИ занимается исследованиями в области оценки качества образования. На официальном сайте размещены открытые банки заданий основного государственного экзамена (ОГЭ), единого государственного экзамена (ЕГЭ) (контрольно-измерительные материалы) по учебным предметам и другая полезная информация.


    Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» (ФГБОУ ФЦТ)

    ФГБУ «ФЦТ» создан в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов


    Официальный сайт Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры


    Центр поддержки семейного образования

    Цифровая платформа, осуществляющая онлайн-аттестацию, предлагает: онлайн-уроки, учебные пособия, полезные и познавательные ресурсы с 1 по 11 классы.


    ИнтернетУрок [платформа для обучения]


    Видеоуроки по школьной программе с 1 по 11 класс

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie